среда, 18 февраля 2009 г.

Занимательная Сарфология, Корень-Основа

1 Занимательная Сарфология, Шаг Первый, Корень-Основа Или Поджеймсбондим?



1) Блок № 1 - буква ‘Айн - http://nuruliman.ru/archives/423



Не забудьте скачать шикарные тетрадки для тренировки письма, пройдя по этой ссылке: http://ynzyr.narod.ru/arabik_propis.html#propis



2) Блок № 2 - Корень-основа



Словообразование – это процесс образования новых слов, когда из корня-основы образуется другое слово с иным смысловым значением.


Причем необходимо помнить, что достаточно изменить хотя бы одну букву в арабском слове и смысл его, пусть даже незначительно, но все же изменится.


Корень-основа - это обязательная, состоящая из 3-4 букв частичка арабского слова. Иными словами, она -


ее “сердце”,


указывающая на его основной смысл (и выражающая его лексическое значение).


В арабском языке, как впрочем, и в русском, слов без корня не бывает.


Его нам и надо научиться находить в словаре Х. К. Баранова.


Для того, чтобы понять как докопаться до корня-основы, надо знать, что арабские глаголы и имена напоминают сложный, но толковый конструктор и они, даже после небольшой практики, легко поддаются точному разбору.



Источником словообразования согласно мнению ученых басрийской школы морфологии является имя действия (отглагольное имя существительное) – масдар.



Аргументируют они это тем, что он указывает лишь на определенное понятие или состояние. Он проще и элементарнее глагола, который отягощен связью со временем и лицом деятеля.


Например:


الشُّكْرُ الغُفْرَانُ


Благодарность (понятие не связанно ни с временем, ни деятелем), прощение (тоже нет даже намека на ответ к вопросам: “когда?” и “кто?”)



Для ученых Куфы основа словообразования – это глагол.



Этого мнения придерживались и те, кто заложил фундамент науки “Сарф”.


Не вдаваясь в подробности причин подобных противоречий языковедов, примем за аксиому то, что корнем-основой практически любого даже самого длинного арабского слова является трех, очень редко четырехбуквенный корень.


Он представляет собой глагол прошедшего времени, третьего лица, (то есть ОН), мужского рода, единственного числа и именно он является


корнем-основой.


Приведу пример с глаголом (хотя на его месте с таким же успехом могло быть имя):


سَيَِسْتَغْفَِرُونَهُمَا


Смотрите, как он разбирается:


سَيَِسْتَغْفِرُونَهُمَا


يَِسْتَغْفَرُونَهُمَا


يَِسْتَغْفِرُونَ


يَِسْتَغْفِرُ


اِسْتَغْفَرَ


َغْفَرَ


Что мы натворили? Из двенадцатибуквенного глагола мы шаг за шагом извлекли трехбуквенную корень-основу! И то, что самое удивительное - это не случайность.


Все абсолютно закономерно!


Ну что же, давайте разберем вышеприведенные примеры более обстоятельно.


Запомните, что в слове есть служебные, которые можно легко снять или “налепить” на ее основной “каркас”, и коренные буквы.


Служебные, приставные буквы словообразования:


ا ل ي و م ت ن س ه


обычно собирают в памято-вспомогательные связки слов (запоминалки):


الْيَومَ تَنْسَاهُ


(перевод - “сегодня ты забудешь это!”).


Или:


سَأَلْتُمُونِيهَا


(перевод - “Вы спросили меня о ней”).


Все прочие буквы – суть коренные.


Вернитесь, пожалуйста, к вышеприведенному разобранному глаголу и осознанно уберите служебные буквы… Только чур не подглядывайте!


Найдите его в словаре и запишите в словарь свою первую находку!


Повторяю, но ни в коем случае не повторяюсь, целью нашего курса является умение найти искомый корень-основу в любом, пусть даже самом длинном и мудреном слове.


Естественно, не надо обольщаться простотой этих примеров. Сразу предупреждаю, что хлеб на дереве не растет, и посему готовы будьте к редким, но все же неожиданностям.


Если к тому, что служебная буква иногда бывает коренной, быстро привыкаешь, то к метаморфозам слабых букв (так называются гласные арабского алфавита):


ا و ي


необходимо отнестись с должным терпением, так как ведут они себя не всегда корректно… Могут внезапно исчезнуть, без предупреждения превратиться в “хамзу” или в другую слабую букву.


Их “приключения” достойны отдельной главы нашего курса.


Однако, не отчаивайтесь, мы изучаем арабский язык. А в нем даже ужасные “непонятности” подчиняются достаточно строгим правилам.


Вы непременно в них разберетесь!


Приведу некоторые примеры, которые наглядно покажут Вам что практически невозможно извлечь корень из таких неадекватных форм, как:


فِ


- “соблюдай”, от трехбуквенного глагола-основы:


وَفَى


“Был верным”.


или -


رِ


“смотри”, от глагола-основы:


رَأَى


“Увидел”.


Поэтому, если вы вдруг бьетесь над каким-нибудь строптивым словом, содержащим больную букву, а оно никак не хочет находиться в словаре, то отложите его и читайте дальше. При возможности, спросите знающего.



Просто полезная, не обязательная для прочтения часть блока № 2:



“Хотя корень для сознания говорящего неделим, некоторое знакомство с разбором корня полезно для облегчения запоминания столь обширного корнеслова, каким наделен арабский язык, и для посильного истолкования незнакомых корней при чтении без словаря.


а. Состав. Арабский корень бывает чаще всего трехбуквенным, реже двух- или четырехбуквенным и еще реже пятибуквенным; но уже для четырехбуквенного корня выставляется требование, чтобы он содержал хоть один из плавных согласных (vox memoriae (запоминалка):


مُرْ بِنَفْلٍ


).


В составе корня могут участвовать не какие-угодно согласные: одни из них совместимы в том же корне (точнее, в той же ячейке; см. ниже: б), другие несовместимы. Несовместимые суть:


А. Гортанные:


غ ع خ ح


(при совместимости ع и ء).


Б. ب и ف م


ت и ث


ث и س ص ض ط ظ


ج и ف ق ك


خ и ظ ق ك


د и ذ


ذ и ص ض ط ظ


ر и ل


ز и ض ص ظ


س и ص ض


ش и ض ل


ص и ض ط ظ


ض и ط ظ


ط и ظ ك


ظ и غ ق


غ и  ق ك


ق и  ك غ


ل и ن
Эта особенность состава арабского корня несколько облегчает задачу читающему рукопись без точек; например, написание


حعفر


должно быть


جَعْفَر


Упражнения для закрепления:


1) Почему “Сарф” не изучет частицы?


2) Назовите три или четыре школы арабской морфологии?


3) Какой грамматической школы придерживался составитель арабско-русского словаря Х. К. Баранов?


4) Разберите нижеприведенные глаголы до корня-основы:


الاِعْتِرَاضُ


التَّبْرِيكُ


خَزَّانَةٌ


كَثِيرٌ


Найдите эти корни в словаре Х. К. Баранова.


5) На что похожи корни арабских имен и глаголов? Можно ли такие фокусы проделать с русскими словами?


6) Нарисуйте служебные буквы. Подсчитайте сколько их всего?


Другие статьи на эту тему:




Комментариев нет: